Екатеринбургский оперный театр открыл новый сезон уникальной премьерой – оперой Рихарда Вагнера «Летучий голландец»
Зловещий и мистический, вдохновитель Третьего рейха и любимец лично Гитлера, Вагнер редко ставился на оперных сценах Союза. «Голландец» на уральской сцене прежде не шел никогда.
Над спектаклем работали профессионалы из разных стран: Англии, Германии, России.
Занавес не поднят, но музыка уже звучит – оказывается, так задумано. В этот момент все внимание – на немецкого дирижера Михаэля Гюттлера. Он то тряхнет головой, то быстро взмахнет руками, чуть присядет, резко встанет. Уже после первого действия его рубашка – хоть выжимай. Но его лицо словно сияет от счастья.
читать дальше– В январе я всем раздал записи, где сам читаю текст, как надо, – говорит Гюттлер в перерыве. – Чтобы они знали, как это петь на сцене, потому что в жизни так не говорят.
Очень простые серые декорации английского художника Гэри Маккана с первого взгляда напоминают гаражи. В какой-то момент посреди декораций вспыхивают окна, за которыми – целый театр теней.
Два часа актеры держат зрителя словно в тисках. Когда матросы сходят на берег к своим женщинам и начинается пьяная вакханалия, на сцене появляется, наводя ужас, команда с проклятого корабля.
Ее капитан меняется, видя, как женщина ради него готова на самопожертвование.
Но в море Голландец уносит Сенту уже мертвую.
– Режиссер – это тиран, выжимающий соки из артиста, – говорит Алексей Тихомиров, исполняющий роль Голландца. – Работать с Карреном – одно удовольствие.
– Наша постановка современная, живая, – считает сам «режиссер-тиран». – Вагнер был жадным композитором, ему надо было, чтобы и певцы, и оркестр, и звук, и свет – все было превосходно. У нас это получилось.
Точка зрения
«Мой герой – человек из другого мира. У него все время идет борьба за правду. И он впервые понимает главное – спасти жизнь другого человека, а не свою».
Алексей Тихомиров
актер Геликон-опера, играющий Голландца
«Вагнер написал эту оперу так, что все инструменты вплетаются в некую общую ткань. Он знал, что оркестр сможет сыграть, а что нет. Очень важно, как это звучит со сцены».
Михаэль Гюттлер
дирижер-постановщик
Исполнивший партию Летучего Голландца Алексей Тихомиров из «Геликон-Оперы» создал поистине впечатляющий образ: весь в черном, в кожаном плаще почти до пола, с длинными волосами, небритый, мертвенно-бледный, он напоминал рок-звезду, одержимую демонами, а его мощный баритон пробирал до глубины души.
Звезда Мариинского театра Млада Худолей, исполнившая партию Сенты, быть может, и не очень походила на юную трепетную девушку, но все окупало запредельное по эмоциональности исполнение. К слову, эта постановка «Голландца» уже десятая для Млады Худолей, поэтому найти лучшую кандидатуру на эту роль было бы просто невозможно.
Все действие оперы проходит в течение буквально нескольких часов. Часов невероятно насыщенных: с момента встречи отца Сенты и Голландца, через хор фабричных работниц, встречу возлюбленных, масштабное торжество моряков — к трагической концовке, донельзя кинематографичной, с уходом Голландца в безбрежное море с Сентой на руках.
Оперы Вагнера всегда были непросты для постановки, но эта получилась очень удачной, зрелищной, захватывающей и, что главное, очень современной и актуальной. Жаль лишь, что режиссер Пол Каррен, сделавший такую мощную постановку, больше не будет работать в России из-за абсурдного закона, запрещающего пропаганду гомосексуализма.
Космическое содержание мифа о Летучем голландце Пол Каррен перевёл в общечеловеческую «знаковую систему».
Отказавшись от визуальной зрелищности, высветил в Вагнере гуманистические подтексты.
Цена жизни, успеха. Бессмертие и покой. Любовь-корысть и любовь-жертва, становящаяся спасением для двоих... Не случайно в финале (уже вызвав возмущение у адептов традиционных оперных версий!) Голландец с Сентой на руках выходит к людям. Да, по сюжету — спасён жертвой Сенты и соединяется с ней в морской пучине. Но в версии Пола Каррена спасительные воды изображает хор, имитирующий волны.
Здесь, среди людей, для Голландца не гибель — избавление от проклятья.
Немногочисленная по сольным партиям, опера «Летучий голландец» известна своими массовыми сценами. Хор норвежских моряков, «песня за прялками», хор голландцев-призраков — сочные народно-жанровые эпизоды. Именно так — точно, экспрессивно — звучат они и в спектакле. Звучат! При классной работе оркестра и хора оказалось — чтобы изобразить «девятый вал» эмоций, не нужно нарисованных картинок.